Что происходит с нашими болотами?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Болото в Валгамаа.
Болото в Валгамаа. Фото: Arvo Meeks

В заповедниках Эстонии ведется восстановление болот, пострадавших в результате сельско- и лесохозяйственной деятельности, а также при добыче торфа. Цель – создать условия для возрождения свойственных болотам ценозов. И хотя осушенных болот в Эстонии множество, мы все же в более выгодном положении, чем многие другие страны Европы: у нас еще возможно эффективно восстанавливать болота.

Эстония – богатая болотами страна. Со времен варгамяэского Андреса здесь рыли осушительные каналы, чтобы активнее использовать заболоченную местность и превращать ее в поля, сажать лес или добывать торф. В последнее время на многих болотах начался обратный процесс: каналы засыпают и запруживают. Главная цель этих действий – восстановить болотные ценозы. Кроме того, восстановление водного режима заболоченных местностей, близкого к природному, улучшает «здоровье» воды и влияет на круговорот углерода, что в долгосрочной перспективе помогает замедлить потепление климата, ведь естественное болото связывает углекислый газ.

Хотя осушенных болот в Эстонии множество, мы все же в более выгодном положении, чем многие другие страны Европы: у нас еще возможно эффективно восстанавливать болота.

Чем больше опыта, тем масштабнее работы

Работы начались с верховых и переходных болот, которые восстанавливаются быстрее, чем низинные. Болотные растения питаются атмосферными водами, поэтому в большинстве случаев достаточно повысить уровень поверхностных вод – для этого закрывают каналы и проводят рубки, чтобы уменьшить испарение воды через древонасаждения. При восстановлении богатых видами биоценозов низинных болот важна доступность грунтовых вод с большим содержанием извести – обеспечить это уже сложнее.

Понятия

  • Низинное болото – первая стадия развития болот. Низинные болота питаются грунтовыми водами и как правило имеют богатую видами флору.
  • Переходное болото – переходная стадия от низинного болота к верховому. Переходным болотам свойственна мозаичная флора: на межкочьях – растения низинного болота, на кочках – верхового.
  • Верховое болото – последняя стадия развития болот. Растительность небогата видами, однолетние растения здесь не произрастают, поскольку слой торфяных отложений настолько большой, что корни растений не дотягиваются до богатых питательными веществами вод. Таким образом, верховое болото получает основные питательные вещества из осадков. Средняя толщина торфяного слоя на болотах Эстонии – 3,2 м.
  • Выработанные торфяники – все территории, на которых раньше добывался торф, а также использовавшиеся для сельскохозяйственной деятельности бывшие болотные зоны, деятельность на которых больше не ведется.

Первые небольшие шаги по восстановлению окраин болот, затронутых лесной осушительной мелиорацией, были предприняты в 2004–2005 годы. Постепенно очередь дошла до масштабных работ, которые в 2007–2013 годы финансировало Министерство окружающей среды через Центр инвестирования в окружающую среду (KIK) из Фонда регионального развития ЕС, а в 2014–2020 годы – Фонд солидарности ЕС.

С каждым этапом работ опыта становится все больше, а получать необходимые знания помогают и системы мониторинга уровня воды, отслеживающие развитие восстановленных трясинных участков.

Первые масштабные работы проводились в 2008–2013 годы в национальном парке Соомаа, где RMK восстанавливал естественный водный режим на 80 га пострадавшей от осушения территории в юго-восточной части болота Куресоо. Были перекрыты все каналы (на них построили 29 деревянных и 28 торфяных плотин, а позже добавили еще 10 торфяных). Корчевание деревьев происходило несколькими способами.

На каналах, расположенных на западной и южной окраинах болота Эндла в одноименном заповеднике (в общей сложности 183,9 га, работы проводились в 2011–2014 годы), а также на окружающих минеральные острова канавах соорудили плотины и провели частичную корчевку леса, при этом на раскорчеванной территории каналы засыпали полностью.

Водный режим восстановлен и на болотной системе Мурака (1444 га).

Помимо восстановления заболоченной местности, особое внимание уделяется созданию условий для повторного заболачивания старых полей, на которых добывался фрезерный торф.

Восстановление на тысячах гектаров

Площадь нынешних или бывших болотных зон превышает в Эстонии миллион гектаров, но из-за осушения сохранилась лишь треть естественных болот. По состоянию на 2013 год на природоохранных территориях площадь болот составляет 247 530 га, большая их часть (95%) находится на государственной земле.

Восстановление этих территорий сейчас идет в соответствии с планом по защите болот, составленным на основе программы развития в области охраны природы. Ученые, Министерство окружающей среды, Департамент окружающей среды и специалисты RMK выбрали и внесли в план действий 89 приоритетных заболоченных зон, где необходимо восстановить близкий к природному водный режим. Если первые масштабные работы охватывали примерно 2300 га болотистой местности, то нынешний план предусматривает работы примерно на 20 000 га.

Проводит работы преимущественно RMK, который занят сейчас, например, восстановлением болот в национальном парке Соомаа и заповеднике Эндла, а также во многих других местах. Каждый объект рассматривается отдельно: так, на одних территориях проводится сплошная рубка, а на других достаточно прореживания, чтобы древостой стал более редким, как и свойственно болотному лесу.

На 85% работы финансирует Фонд солидарности ЕС. Свой вклад (главным образом в виде финансируемых из программы LIFE проектов) вносят и неправительственные организации, например, Эстонский фонд природы, а также Тартуский и Таллинский университеты.

Никто не будет создавать новые болота. При восстановлении же старых учитывается, что результат работы может проявиться не сразу: обычно на это уходит до 10 лет, а порой даже больше.

Результат работы может проявиться не сразу: обычно на это уходит до 10 лет, а порой даже больше.

В некоторых местах снова появились болотные растения

«Сразу после проведения земляных работ и рубки картина открывается не самая красивая, но например, на объектах в Соомаа, где работы шли два-три года назад, уже видно, насколько хорошо территория покрылась растительностью. Теперь там растут торфяной мох, осока и другие болотные растения – процесс повторного заболачивания запущен», – сказал заведующий отделом охраны природы RMK Каупо Кохв.

Биота болот

  • В естественных болотах Эстонии произрастает 280 видов сосудистых растений и 153 вида мхов – примерно треть наших мхов. Большинство видов растений (230) встречаются на низинных болотах, 103 – на переходных и 45 видов – на верховых.
  • На наших болотах можно увидеть более 300 видов пауков, более 1600 видов насекомых, свыше 200 видов птиц, 11 видов млекопитающих, 4 вида земноводных и 3 вида пресмыкающихся.
  • Для некоторых видов болото – единственное подходящее местообитание, многие из них – исчезающие или редкие. Очень редких видов болотных растений (I категория охраны) всего 3–4, к II категории относится более 30 видов. Столько же в общей сложности насчитывается и видов обитающих на болотах животных и птиц, относящихся к исчезающим и охраняемым, причем видов птиц больше: 26

Источник: План действий по защите болот

Нередко восстановление болот вызывает опасение, что из-за засыпанных каналов могут засохнуть расположенные рядом леса, но приближенный к естественному водный режим не оказывает влияния столь резко, как, например, бобровые плотины на ручьях. «Я не видел ни одного высохшего участка леса: сосняки приспосабливаются к водному режиму», – заверил Каупо Кохв. Каким будет результат через более продолжительный период – можно узнать на примере Финляндии, где восстановление болот началось раньше. «Мы осмотрели там болота, восстановленные 10–15 лет назад по такой же методике. Заметить места, где раньше находились каналы, могут лишь те, кто там работал», – сказал Кохв и отдельно подчеркнул пользу повторного заболачивания бывших полей с фрезерным торфом: когда они стоят без дела, уровень пожарной опасности на них очень высокий.

«Восстановление болот очень важно не только для улучшения состояния ценной биоты болот: это положительно влияет на окружающие болото поверхностные и грунтовые воды, а также замедляет процесс изменения климата», – отметила советник отдела охраны природы Министерства окружающей среды Кадри Мёллер.

«Сохранять болота нужно, и выделяемые на это дотации следует использовать очень разумно. Важно сотрудничать при этом с местной общиной», – подчеркнула главный специалист отдела внешнего финансирования Министерства окружающей среды Ээрика Пургель.

Восстановление болотных местообитаний

•Восстановление болотных местообитаний, находящихся на охраняемых территориях, на 85% финансирует Фонд солидарности ЕС и на 15% – RMK.

•В 2007–2014 годы на площади в 1700 га были восстановлены местообитания, на 180 га выработанных торфяников – созданы возможности восстановления болотных ценозов, общая стоимость работ составила 960 000 евро (на 100% дотация ЕС).

•В 2014–2020 годы суммарный бюджет составляет 10,5 млн евро, планируется восстановить 8300 га болотных местообитаний и привести в порядок 2000 га выработанных торфяников.

Наверх