Совместная работа американских, бразильских и немецких специалистов, опубликованная в журнале Nature Geoscience, подорвала миф об Амазонии как основном поглотителе углекислого газа. Ученые решили отказаться от рассмотрения реки Амазонки в качестве пассивного конвейера по переносу различных веществ и проанализировали биохимические процессы в речной воде. Их заключение гласит, что Амазонка активно выделяет углекислый газ, практически сводя на нет его поглощение растительностью.
Амазонка свела на нет работу джунглей
Ранее, как утверждают авторы новой работы, большинство ученых считало иначе. В научном сообществе бытовало мнение о том, что реки выносят органическую материю в море, где она оседает на дно в виде ила и со временем формирует мощные слои осадочных пород. Однако изучение химических реакций в толще воды показало, что значительная часть органики разлагается еще до выноса в море.
Процессы деградации органического вещества были изучены путем отбора проб речной воды с последующим анализом в лабораторных условиях. Исследователи забирали образцы в разное время года, при помощи масс-спектрометрии выявляли органические молекулы, а затем оставляли воду в термостате на несколько суток, имитируя дальнейшее ее нахождение в реке. Проведенные исследования показали, что разложение органики дает от 30 до 50 процентов вклада в общее «дыхание» Амазонки и при этом река ответственна за возврат в атмосферу примерно 55 процентов поглощенного джунглями углерода. Еще около 45 процентов возвращается за счет процессов гниения в почве и на долю уходящего в осадочные породы углерода остается в лучшем случае несколько процентов.
Дополнительные подробности, включая интервью с некоторыми исследователями, также приводит сайт университета Вашингтона. На нем отмечено, что ученые сфокусировались на процессах разложения лигнина, основного компонента клеточной стенки у растений. Для того, чтобы получить корректные результаты, им пришлось обратиться к самому современному оборудованию: в сообщении университета утверждается, что предыдущие методы позволяли выявить не более одной сотой от всего находящегося в воде лигнина, в то время как новый может зафиксировать до 95% этого вещества.