Непривычно высокие температуры сбили и внутренние часы животных и растений. Так, например, журналист Postimees Виллу Пяэрт в последний день года заметил перед бассейном Куремаа лягушку, хотя эти земноводные должны сейчас видеть седьмой сон, закопавшись куда-нибудь в ил на дне пруда.
По словам Пяэрта, лягушка выглядела сонной. Прохожий поднял ее и перенес на газон в надежде, что она вновь найдет себе место для спячки.
Южные болезни
Вялая зима заставила распуститься цветы, которые обычно можно увидеть ранней весной. Трансильванские пролески, морозники и один вид рододендронов – перечислил старший садовник Тартуского ботанического сада Стен Мандер цветущие сейчас растения. «В последние годы они цветут уже каждую зиму», - констатировал он.
Насколько успешно проходит приспособление к теплой зиме, зависит от вида. Например, деревьям глубоко континентального происхождения понравилось бы, когда зимой холодно, а если теплеет, то надолго. В позапрошлом году работники Ботанического сада были вынуждены срубить амурскую маакию старше пятидесяти лет, поскольку дерево, очевидно, не смогло приспособиться к температуре, которая большую часть года держалась около нуля.
Теплые зимы создают и благоприятные условия для различных болезней, которые заносит к нам издалека. Это большая опасность для наших лесных сообществ, которые не привыкли к видам, проникающим с юга.
В то же время, с точки зрения растений, будет очень плохо, если вдруг придет волна холодов, от которых кора деревьев может потрескаться, в результате чего они могут погибнуть.