Оттепель зимой, похолодание летом и проливные дожди круглый год — таким видит климат в Эстонии ученый, геолог, специалист по моделированию экстремальных природных ситуаций Константин Ранкс. Какие сюрпризы готовит нам погода - читайте в эксклюзивном интервью Rus.Postimees.
Климатолог: танцы с бубном вокруг нуля — это наше будущее
— Согласно прогнозу метеослужбы Эстонии средняя температура в течение месяца составит около 15 градусов. Что насчет июля и августа? Стоит ожидать потепления?
— Этого вам никто точно не скажет. На самом деле хороший прогноз делают в условиях более или менее стабильных, допустим, на пять дней. В нашем регионе самый продвинутый — это Финский метеорологический институт. Они дают прогноз на десять дней вперед. Они на специальном графике показывают то, что ожидается, и плюс/минус. Чем дальше график идет к концу декады, тем больше растет этот плюс/минус. Я это к тому, что при современных технологиях можно дать прогноз на три, пять, десять дней. А дальше начинается гадание на кофейной гуще. У нас, я имею в виду у человечества, нет возможности спрогнозировать погоду на такой длительный срок. То, что июнь будет прохладный, это более надежные слова, а каким будет июль и уж тем более август — сказать невозможно.
— В последние годы границы между летом и зимой в странах Балтии стираются все сильнее. На смену им приходит круглогодичная осень-весна. В дальнейшем эта тенденция будет усиливаться?
— То, о чем вы говорите, это и есть глобальное потепление. Была такая шутка, что у нас скоро будут плодоносить пальмы и цвести розы круглый год, как в Испании. Скорее всего, этого не будет. Ваши финские соседи провели исследование, в ходе которого выяснилось, что декабри стали на пять градусов теплее, а вот август остался такой же. Пару лет назад в Финляндии в декабре было теплее, чем в июне следующего года. По-моему, температура в декабре составляла +8 или +9 градусов. То есть глобальное потепление — это потепление зимы, и в какой-то мере, может быть, даже похолодание лета. Но в общем и целом, если посмотреть на годичный круг, то получается, что год потеплел.
— Какие природные аномалии вы предвидите в Эстонии в ближайшем будущем? Лето 2017-го в Эстонии, например, началось с похолодания до -5 градусов.
— Здесь все будет работать по известной схеме. У нас будут волны жары, сменяемые волнами холода. Таким я вижу наше будущее, причем в любой сезон. Зимой, конечно, вряд ли будет жара +30. Но зимой может наступить волна холода, а за ней следом придет оттепель +5..+6. Почки начнут набухать, а за ними придет мороз без снега С погодой будет сумасшедший дом, танцы с бубном вокруг нуля — это наше будущее.
— Чем чревато изменение климата для стран Балтии? Какие плюсы и какие минусы вы можете выделить?
— Скорее всего нас ожидают не цунами, а дожди. Дожди — это очень плохо. Потому что дождь, который идет зимой, вы не сможете использовать для нужд сельского хозяйства. Кому нужен дождь зимой? Зимой нужен снег, после земля прогревается, он тает и насыщает почву, и вы что-то высаживаете. Второе — это плохо для строительства недвижимости. Потому что вся наша недвижимость построена на песке и глине, у нас, к сожалению, не финские скалы. Если будет идти много дождей, то многие здания начнут деформироваться. У нас может получиться так, что многие виды собственности полетят к чертовой бабушке. Опасность оползней будет расти. Например, у вас Вышгород в Таллинне стоит на скалах, ему ничего не будет. Но какие-то здания, которые на склонах стоят, вот у них будут неприятности.
— Ученые ТУ говорят о сильном потеплении на восточном побережье Балтийского моря. Если во всем мире температура в среднем поднялась примерно на 0,8 °C за 140 лет, средний рост в Эстонии составил 2 °C в течение последней половины века. Рост температуры связывали с развитием сланцевой отрасли. Как добыча сланца влияет на погоду?
— Вы только не обижайтесь, у нас с вами страны маленькие, а желание оказывать влияние — большое. Например, доклад Финского метеорологического института, он как раз то же самое говорит о Финляндии. Но финны в этом смысле понимают, что уж если кто и влияет на ситуацию, то это Китай, США, весь Европейский Союз, но, простите, никак не Эстония. Воздушным процессам, откровенно говоря, плевать, где проходят границы. Смотрите: то, что выбрасывают ваши тепловые станции, по розе ветров уходит в Россию. По идее, вам нужно жаловаться на датчан, которые тоже коптят дай Бог, или северо-немецкие тепловые станции. Но если посмотреть в глобальном масштабе, то, конечно, все это шутка.
— Из всех соседей вы можете выделить одну или несколько стран, которые оказывают самое большое влияние на эстонский климат?
— Самое большое влияние с востока оказывает Россия. Это происходит в силу того, что в ней есть тяжелая промышленность и большие города. И не забывайте про Германию. Это самая большая экономика Европы. Несмотря на то, что оптимисты-прогрессисты часто вспоминают, сколько всего у них работает на электричестве, нельзя забывать, сколько экономики и энергетики работает за счет добычи угля. С электричеством тоже все не так просто. Для того, чтобы у нас было стабильное электричество в цепи, если мы даем днем пик от солнечных батарей, к вечеру, с закатом солнца нам нужно включить тепловые станции, чтобы не произошло скачка питания. Его сколько потребляешь, столько нужно и производить, и наоборот. Поэтому это сложная вещь. Германия и Россия в нашем регионе - самые главные игроки.
— Какой вид человеческой жизнедеятельности больше всего влияет на климат?
— В первую очередь на климат влияет вырубание лесов. Если бы сейчас не вырубали леса, мы могли бы не переживать по поводу глобального потепления и повышения выбросов углекислоты. Как известно, углекислый газ нужен для того, чтобы у нас образовался кислород. Поэтому когда деревьев много, много растительности, у нас идет активное поглощение углекислого газа. А мы что делаем? Мы вырубаем леса. Выбрасываем CO2 в атмосферу. Это идет повсеместно. Ну и второе, что влияет — это сжигание ископаемого топлива.
— Получается, на погоду влияет деятельность человека или все же не только она?
— Это большая иллюзия думать, будто мы понимаем, что влияет на погоду. У человечества чрезвычайно маленький период наблюдений за погодой. Мы знаем некоторые вещи из истории. Был в средневековье малый ледниковый период. Можно было кататься из Англии в Голландию или из Вентспилса в Швецию по льду. А за четыреста лет до этого была битва при Гастингсе, когда герцог Нормандии победил англичан и пошел грабить местные винные погреба. В Англии в то время выращивали виноград и делали вино. А через четыреста лет в Лондоне закладывают мешками окна, потому что температура резко падает. В России есть такое понятие Смутное время. С чего оно началось? Три года подряд в России в июле и августе выпадал снег. Местные тогда съели всех крыс и кошек. Годунов просто ничего не мог сделать. Вот вам характеристика того времени.
— То есть сейчас погода стала гораздо теплее?
— Сейчас стало теплее, но не так тепло, как тысячу лет назад, когда норманны грабили Англию. Тогда не было никакой промышленности и никакой нефтегаз мы не сжигали. И тем не менее эти колебания были. И что это было? Деятельность самого солнца? Галактический ветер? Гадать можно бесконечно. У нас есть данные, что углекислого газа становится больше из-за сжигания ископаемого топлива. Но какой Земля с Солнцем могут выкинуть фортель? Может ли неожиданно наступить время похолодания? Мы не знаем. Мы говорим о том, что мы должны иметь диверсифицированную энергетику. Но это не означает, что мы должны забить все скважины и забыть, как вообще добывать нефть.
— Что вы подразумеваете под диверсифицированной энергетикой?
— Диверсифицировать — это означает не класть все яйца в одну корзину. Нам нужно сокращать потребление нефти не обязательно из-за потепления, а потому что нефть - очень ценный химический ресурс. Краска для волос сделана из нефти, корпус компьютера сделан из нефти, и так считать можно до бесконечности. Все это сжигать не очень разумно. Должно быть много разных альтернативных энергетик. Например, нужно развивать солнечную энергетику. Но это не означает, что все машины должны быть электрическими. Ведь какая-то сланцевая станция должна будет вырабатывать электричество, чтобы зарядить якобы экологический транспорт. Но если вы зарядили машину на солнечной станции или ветровой, то тогда да, вы сэкономили цельный природный ресурс под названием нефть. В принципе, задача состоит в том, чтобы у нас были разные источники получения энергии. И если жизнь изменится, мы должны будем сместить акцент с одного на другое. Условно говоря, началось глобальное похолодание, а в Эстонии есть сланцы, и вы их больше начнете копать.