«Срочно приезжайте, собака в беспомощном состоянии!» – отчаянный крик о помощи прозвучал в понедельник в редакции газеты Valgamaalane.
Соседи пожалели оставленную умирать собаку (3)
«Куда я только не звонила, никто не может помочь. У нее нет воды, она уже больше не встает», - продолжала взволнованная женщина на другом конце телефона. На вопрос, куда именно она обращалась, женщина, обеспокоенная судьбой животного, ответила, что звонила и в приют для животных, и в Ветеринарно-продовольственный департамент, даже в полицию.
Когда мы подъехали к дому, где обитает собака, нас встретила обеспокоенная соседка Сигрид Хуйк, сообщив, что уже целый час наблюдает за агонией животного. Когда мы вошли в незапертые ворота, то метров через десять увидели собаку, лежащую на земле.
Крупная собака, покрытая плотной свалявшейся шерстью, лежала в неестественной позе, и только по ритмично поднимающимся бокам и подрагивающим лапам можно было понять, что она жива. Над привязанной на цепь собакой вился рой зеленых мух, находившаяся рядом посудина для воды была пустой, картину дополняло палящее солнце.
Помощь прибыла в течение часа
«Сначала я позвонила в приют для животных, но мне ответили, что ничем не могут помочь, т.к. не имеют права заходить на чужую территорию», - объяснила Хуйк, добавив, что сотрудник Ветеринарного департамента обещал подъехать в течение часа, и полиция тоже выехала. Хозяйка собаки, как мы узнали, ушла на работу.
Подоспевшая к месту событий живущая неподалеку Айме Тавел, член клуба собаководов, не скрывала своей озабоченности. «Собаку нужно как можно быстрее усыпить, нельзя оставлять ее здесь умирать», - сказала она.
Время тянулось медленно, и было видно, что женщины с трудом сдерживаются. «Уже и голос подавать перестала», - заметила соседка, еще с вечера воскресенья обеспокоенная странными звуками, которые издавала собака. «Я даже сначала не поняла, что это за звук, похожий на работу газонокосилки», - сказала она.
Наконец подоспела помощь. Сотрудник Ветеринарного департамента Вирго Роозе и врач ветеринарной клиники Яан Лухт не стали терять времени. Вскоре прибыл полицейский патруль. Поскольку сын владельца собаки позвонил в ветеринарную клинику по поводу эвтаназии, собаке сделали усыпляющий укол, прекратив ее страдания.
По словам Лухта, собака, очевидно, перенесла инсульт, у животных в таком возрасте это часто случается.
«Мне часто приходится видеть животных, особенно старых, в таком состоянии. Этой собаке оставалось жить несколько часов, в лучшем случае дней», - сказал Яан Лухт. Ветеринар не винил хозяина собаки в том, что тот оставил ее в беспомощном состоянии. «Я могу оценить состояние, в котором собака находилась в настоящий момент: она была не контактна, когда я вколол наркоз, она не отреагировала на боль. В таком состоянии апатии собака может находиться несколько часов, особенно, если она лежит на солнце и ее одолевают мухи», - сказал он.
«Кто только не звонил. Сначала позвонил Вирго Роозе из Ветеринарного департамента, затем Спасательная служба, сообщившая, что на место прибудет полиция. Потом позвонил сын владельца собаки», - перечислил Лухт.
«Обеспокоенным дамам хотел бы сказать на будущее, что в первую очередь надо обращаться к ветеринару, который оценит ситуацию. Мне эти дамы не звонили. А вот в редакцию газеты точно звонить не стоит, это не поможет животному. Не стоит руководствоваться исключительно эмоциями», - сказал Лухт, еще раз заверив, что в таких случаях он прибудет на место, осмотрит животное, и если надо, сделает усыпляющий укол. «А тут приехали представители несколько ведомств, чтобы посмотреть на то, как умирает старая собака. Вмешательство полиции необходимо, если вы оказываетесь свидетелем того, как истязают или убивают животное», - добавил ветеринарный врач.
Разбирательства не будет
Как сказал сотрудник Ветеринарного департамента Вирго Роозе, причин для возбуждения дела о проступке нет. «Старую собаку мог разбить инсульт. Если владельцы утверждают, что еще вчера утром с собакой все было в порядке, то, скорее всего, это случилось неожиданно», - сказал он.
Поскольку чиновник заверил нас, что проблемы нет, мы не станем называть имена владельцев собаки.
Ветеринар Лухт советует в первую очередь связываться с владельцем собаки, т.к. в противном случае наказать могут того, кто вмешивается. «В том состоянии, в котором находилась собака, вода бы уже не спасла», - заметил он, показав на пустые посудины для воды.
Действительно, ни в одной посудине воды не было (правда, дно одной было мокрым), и если учесть, что хозяйка ушла из дома незадолго до нашего появления, она могла, даже зная состояние собаки, налить ей воды или перенести животное в тень.
Сотрудник Ветеринарного департамента Вирго Роозе не усмотрел на месте событий ничего криминального.
«Хозяйка собаки, которой утром надо было на работу, позвонила сыну, который должен был позаботиться о том, чтобы собаку усыпили. Сын, кстати, в клинику звонил. У хозяйки и сына не было никаких претензий к тем, кто занимался их собакой», - сказал Роозе, добавив, что не считает, будто владельца собаки обращалась с ней плохо, прежде никаких жалоб на условия содержания собаки не поступало.
Словом, с точки зрения закона все в порядке, но если взглянуть на ситуации по-другому, неужели хозяев животного не в чем упрекнуть? Кто ответит на такой вопрос, например, какой длины должна быть цепь, на которую сажают собаку? Разве сидящий на цепи пес не нужно выгуливать, вычесывать? «Вопрос о длине цепи самый распространенный, - сказал Роозе. – Принцип такой: собака, сидящая на цепи, должна иметь возможность передвигаться по территории 40 квадратных метров».
Роозе не стал измерять длину цепи, к которой была привязана собака, если оценивать на глазок, то цепь явно была коротковата. Правда, будка у собаки была.
«Если судить с человеческой точки зрения, то собака – член семьи, требующий заботы, общения, недостаточно только кормить и поить животное. К сожалению, в законе это не пропишешь, и предписания тут не помогут. Порой владельцам животных не хватает как раз человечности», - сказал Роозе.
На Сигрид Хуйк история со старой собакой произвела неизгладимое впечатление. «Я понимаю, что людей, у которых отсутствует чувство эмпатии, не перевоспитаешь. Мне хотелось бы подчеркнуть, что помощь должна оказываться вовремя», - сказала она, добавив, что животному могли бы помочь и раньше, а не длить его муки.
«Хотя нарушений не обнаружили, эта история не так проста, как кажется. Искренне надеюсь, что эти люди не станут заводить новую собаку», - сказала Сигрид Хуйк, по словам которой несчастный пес прожил безрадостную жизнь, 16 лет просидев на цепи у подвальной двери.