Исчезновение подходящих мест обитания поставило под сомнение выживание находящейся под охраной белки-летяги, пишет «Северное побережье».
Белка-летяга могла бы быть гербовым животным Ида-Вирумаа
Первые сведения о белках-летягах на территории Эстонии восходят к 1777 году, когда Август Вильгельм Хупель описал этого зверька как обитателя лесов Пярнумаа. В конце позапрошлого – начале прошлого века прибалтийские немцы собирали данные о белках-летягах, отталкиваясь от числа отстрелянных животных. Более поздние данные опираются в основном на опросы работников леса.
По картам, составленным на основе самых ранних данных, ясно видно, что ареал обитания белок-летяг в Эстонии постоянно сокращался, и сейчас они встречаются только в лесах Вирумаа.
«Дела у них не слишком хороши, – говорит изучающий белок-летяг с 1986 года Уудо Тимм. – Некоторые ученые прогнозируют, что уже в 2020 году им настанет конец».
Основанием для столь мрачного прогноза является, по словам Тимма, график уменьшения мест обитания, свидетельствующий о довольно резком их сокращении за последнее время.
«Это происходит из-за совместного влияния нескольких неблагоприятных факторов, – говорит он. – Во-первых, все меньше становится старых лесов и осинников, где обитают белки-летяги. Остающиеся между делянками сплошных вырубок лесные участки сравнительно невелики, а белке-летяге необходима большая территория: самке требуется 8-10 гектаров, причем территории разных самочек не перекрываются, а самец использует и вовсе более ста гектаров. С учетом этого, в известных местах, где обнаружили этих зверьков, не могут проживать больше двух-трех особей».
Белка-летяга не преодолевает делянки сплошных вырубок, для передвижения ей необходимы растущие сплошь деревья 10-15-метровой высоты. Однако вследствие сплошных вырубок прямых путей между различными местами обитания уже нет. Даже если в такой изолированной среде и произойдет размножение зверьков, то молодые белки должны по истечении какого-то времени переселиться куда-то. А куда им деться, если в окрестностях подходящих мест обитания нет?
Белка-летяга – таинственное животное, ведущее главным образом ночной образ жизни; увидеть ее удавалось немногим людям. О передвижении и поведении белок-летяг могли лишь строить предположения, пока Фонд природы Эстонии (ELF) не установил в 2007 году в Ида-Вирумаа крошечные радиопередатчики на этих зверьках и не начал внимательно наблюдать за ними.
Передатчики позволили узнать очень много об образе жизни белок-летяг. Оказывается, они часто меняют дупла-гнезда и используют их с разными целями – и как места проведения дневного времени, и как гнезда и продовольственные склады. Выяснилось, что белки-летяги передвигаются по гораздо большей территории, чем считалось. Белки меняют также места обитания, и то, что в каком-то из известных мест обитания в какой-то год зверьков не оказалось, не означает, что белки-летяги не могут вновь вернуться туда.
Белки-летяги обитают в смешанных лесах, где растут осина и ель: живут они в дуплах старых осин, а поскольку эти деревья снизу голые, то растущие по соседству ели должны эту «наготу» прикрывать. Уудо Тимм говорит, что подходящих, достаточно старых осинников осталось мало и подрастающей смены им не предвидится: «Любой лес в какой-то момент стареет настолько, что деревья начинают просто валиться. И если поблизости не окажется к тому времени другого леса с достаточно старыми осинами, то белке-летяге некуда будет переселиться. Ясно, что уже недостаточно охранять только нынешние места обитания белок-летяг. Мы должны серьезно подумать и о том, как обеспечить формирование новых мест обитания и сохранение коридоров для передвижения зверьков».
Некоторые подходящие для белок-летяг леса находятся в частной собственности, и их владельцы не согласны с установленными ограничениями. Тимм говорит, что лесовладельцы имеют право быть недовольными, однако действенного компенсационного механизма государство до сих пор разработать не сумело: «Дошло до того, что когда у лесовладельца имеется такой лес, где могли бы завестись белки-летяги, то он вырубает его даже до срока, чтобы не оказаться в какой-то момент лицом к лицу с ограничениями».
Много лет охраны белок-летяг и несколько лет изучения их под руководством ELF не смогли, к сожалению, обеспечить охрану этих зверьков.
«Наша работа принесла, конечно, результат – если бы мы их не изучали, то не узнали бы, что ситуация настолько плохая, – с горечью отмечает Уудо Тимм. – Дело не просто плохо, а намного хуже».
Однако ученые не сдаются: ELF планирует снова подать в программу Life проектное ходатайство, в котором рассмотрят различные варианты решения – от создания коридоров для передвижения до подготовки размножения белок-летяг в искусственных условиях с последующим выпуском их на природу: «Надеемся, что в ближайшее время примут, наконец, программу деятельности, касающуюся белок-летяг. Надеемся, что быстро разработают компенсационный механизм для лесовладельцев. Надеемся, что эстонское государство признает свою ответственность за сохранение белки-летяги как вида в Евросоюзе: Эстония и Финляндия – единственные страны Евросоюза, где обитает это животное, и в Финляндии ему тоже приходится нелегко».